Гроссмейстер Ава Сулейманова с кубком «Шарджа».
— Ава, каковы условия присвоения звания «Гроссмейстер»?
— Их много. Назову основные. Необходимо добиться определенного правилами ФИДЕ результата минимум в двух турнирах с нормой гроссмейстера, причем в этих турнирах должны выступать не менее четырех иностранных шахматистов и в итоге получить рейтинг не ниже 2300 пунктов. Потом документы отправляются в ФИДЕ. Федерация их скрупулезно изучает и выносит вердикт. Я своего дожидалась три года.
— Гроссмейстерское звание приносит какие-либо материальные дивиденды?
— Если вы имеете в виду помощь государства, то нет. Оно, я слышала, выплачивает небольшую стипендию только членам национальной сборной. А профессиональные шахматисты живут призовыми турниров, в которых участвуют. А так как этот источник дохода нерегулярен, работают, часто, как и я, тренерами. Хотя, конечно, гроссмейстеру легче получить приглашение на турнир. Их организаторам выгодно участие гроссмейстеров, так как это повышает статус турнира. Но в общем все, как везде. Кто заинтересован
— тот и платит.
— Вы играете и в быстрые, и в классические шахматы. Какие нравятся больше?
Быстрые — это, скорее, шоу. Устраиваются турниры в быстрые шахматы ради рекламы. Очень выгодно: собрались, сыграли, разъехались. Я предпочитаю классику.
— Говорят, быстрые и классические шахматы — разные виды спорта...
— Не согласна. Это один вид, но со своими особенностями. Например, из-за того, что в быстрых шахматах времени на обдумывание ходов меньше, большее значение приобретает теоретическая подготовка, знание дебютов.
— Вы — тренер. Где и сколько у вас учеников?
— Веду две группы в шахматно-шашечной ДЮСШ. В одой группе 9 человек, в другой — 15.
— Вам больше нравится тренировать или тренироваться?
Мне нравится играть. Вообще, считается, что тренерская деятельность не приносит пользы действующему шахматисту, ослабляет его. Ведь приходится иметь дело с любителями, и невольно тренер опускается до их уровня. Но мне моя работа, наоборот, помогает. Я играю в атакующем, агрессивном стиле, с большой долей фантазии. А вот теоретические знания оставляли желать лучшего. Работа тренера заставила меня более пристально отнестись именно к теории шахмат.
— Вы убеждаете родителей в полезности шахмат их детям?
— Нет, зачем же? Ведь они сами привели их ко мне.
— Но если бы пришлось, что бы сказали?
— Шахматы положительно влияют на развитие личности, делают ее более гармоничной. Иногда родители говорят: «Просим прощения, но наш ребенок ходит еще на танцы, музыку». Я отвечаю: «Не извиняйтесь. Это замечательно. Все, чему ребенок научится в детстве, пойдет ему на пользу».
— А не обидно: вы отдаете ученику душу, время, силы, а он походит-походит и бросит?
— Это часть профессии. Я к этому готова. По статистике, лишь один из десяти становится профессионалом. Да и видно тех, кто Оказался в секции случайно, и тех, кто действительно любит шахматы.
— Недавно вы одержали победу в турнире в Объединенных Арабских Эмиратах, после чего некоторые крымские СМИ окрестили вас чемпионкой Азии.
— Я читала эти статьи. В них много преувеличений. Турнир, где я выступала, назывался Кубок «Шарджа». Шарджа — это небольшое княжество, входящее в состав Объединенных Арабских Эмиратов. Находится недалеко от Дубая, на берегу Персидского залива. Живет в нем всего около полумиллиона человек, но шахматный клуб считается одним из самых авторитетных на Востоке. Турнир, где я играла, организуется ежегодно уже 19 лет и приурочен к празднику Рамадан. В этом году в его программе были открытый турнир по быстрым шахматам, в нем я заняла шестое место, и женский турнир, в котором я победила. В нем играли в основном местные шахматистки, но были представительницы Иордании, Сирии, Египта, Ирана, Йемена, Филиппин, Судана, Индии, Катара.
В семи турах я набрала 6,5 очков из семи, единственная ничья была с чемпионкой Эмиратов Норой Мохд. Шахматы в ОАЭ спорт более уважаемый, чем популярный. Поэтому турнир был в центре внимания и общественности, и прессы. И организован был прекрасно.
— Ваши ближайшие планы?
— У меня есть предварительные приглашения на международные турниры в Турции и арабских странах, но это не точно. Сейчас я занята подготовкой троих моих воспитанников — Османа Мукука, Вики и Насти Мухтаровых к полуфиналу чемпионата Украины среди детей до 12 лет, который состоится в Евпатории.