Лиля-Фруз поет чарующий фольклор.
Лиле пятнадцать лет. Творчество юной исполнительницы подобно распускающемуся весеннему цвету. Лиля оканчивает Евпаторийскую школу искусств по классу фортепиано и вокала (педагог — Евгения Макарченко), Лиля член Малой академии искусств и ремесел Крыма с 2005 года. В родной школе она неизменная ведущая всех праздничных линеек и мероприятий. С семи лет Лиля участница и победительница, обладательница множества призов и наград различных музыкальных конкурсов и фестивалей городского, республиканского, всеукраинского уровня («Весенняя капель», Марафон талантов», «В краю березового ситца», «Война в памяти детской оставила глубокий след», «Юный виртуоз-2010», «Зоряни мосты», «Наследники Сююмбике» и другие).
Лиле крупно повезло в том, что на жизненном пути ей встретились именитые крымскотатарские исполнители, деятели культуры — Урие-ханум Керменчикли, Гульсум-ханум Томах, а также Рефат Аширов, открывшие ей секреты и нюансы исполнительского мастерства. Слушая песни в их исполнении, Лиля постигает премудрости исполнения народных песен.
Услышанные в детстве фольклорные песни крымских татар остаются на всю жизнь с человеком. Песни, излучающие теплоту и краски души народной. Песни, в которых животрепещущие слова трогают за душу, пробуждают лучшие чувства, а переливы музыки подобны сладостному пению соловьев в благоухающем сумраке КРЫМСКОЙ НОЧИ. :
Однажды соприкоснувшись с крымскотатарским фольклором, влюбляешься в него навсегда. И уже не в силах расстаться с этими сияющими родниковой чистотой песнями. Они переполнены сердечностью, жизненной энергией, магнетизмом страстей, светлой грустью.
Репертуар Лили разноплановый. Она поет эстрадные песни и классику, украинские народные и русские романсы, оперные арии и крымскотатарский фольклор.
Как призналась сама Лиля, она больше всего любит петь крымскотатарские народные песни. Причем малоизвестные, почти не звучащие на современной сцене.
«Они словно тайны. Когда их поешь, они загораются, как радужные самоцветы, в свете лучей солнца», — говорит Лиля. Откуда такое сравнение?
«Я люблю вышивать разноцветным бисером узоры. Сверкающие камешки — это моя детская страсть. В каждом камешке будто своя загадка спрятана, пусть маленькая, из которой можно сочинить целую волшебную историю».
Так и фольклорные песни для Лили — словно драгоценные камешки, каждая со своей историей. И ее можно облечь в волшебство сказки. Например, малоизвестная широкому кругу слушателей народная песня «Алты къыз», которую поет Лиля,
— про шесть девушек, каждая из которых — с изюминкой. У одной
— очаровательный завиток над ушком, у другой — родинка на
пухлой щечке, у третьей — голосок, как ручеек. Они все веселые и озорные. «Это я сама додумала, как сказку», — смеется Лиля. Она поет песни «Эмине гузель»,
«Кирамет парчалары», «Огълан элини саллама», «Къыналы пар-макъ» и другие, каждый раз не переставая удивляться красоте мелодии, слов. Счастье их открывать для себя и для других.
«Петь для меня — это такое удовольствие! Райское наслаждение!» — говорит Лиля. Пожалуй, самая главная черта характера этой солнечной девочки — трудолюбие.
«Чтобы» красиво, проникновенно петь, надо работать».
К технике исполнения песни добавляются эмоции, голос расцветает, как цветок, разливая сердечную теплоту юности. «Когда пою, забываю обо всем, во всем мире только я и песня! Мы летим над землей, как на крыльях!» — говорит Лиля.
Как Лиля пришла в музыку? Да просто, родители, сами не равнодушные к фольклору, с трехлетнего возраста водили дочку на концерты любимого ансамбля «Хайтарма». Непоседливая девочка в антрактах на сцену влезала и восторженными глазами смотрела на исполнителей, на сверкающие музыкальные инструменты. Ей нравилось слушать, нравилось танцевать, купаясь в волнах мощной энергетики крымскотатарской музыки.
На одном из концертов «Хайтармы» на евпаторийской площади очаровательной шустрой малышке артисты даже микрофон дали подержать. С того момента, может быть, все и началось. Родители Лили сами выросли под музыку старых грампластинок с записями «Хайтармы» и знаменитых певцов Сабрие Эреджеповой, Февзи Билялова.
Оба трепетно относятся к истории, к прошлому своих семей, знают родословную дедушек и бабушек, оба «песенные археологи» — коллекционируют старые записи, выискивают у знакомых музыкантов старинные фольклорные песни, как зеркальные осколки, удивительным образом отражающие в себе историю народа. Например, недавно открыли для себя малоизвестные песни судак-ского региона, с трогательными, до слез пробирающими словами. Эти песни Лиля, несомненно, будет исполнять в будущем.
Неведомые широкому кругу слушателей песни эти — осколки истории крымскотатарской, протяжные, переливчатые, долгие, с множеством куплетов, словно медленные караваны, оживающие, плывущие к нам из глубины веков, оставляя, словно следы на горных и степных дорогах, неизгладимые впечатления в памяти.
Каждый аккорд мелодии, словно тяжелая капля меда, просвеченная золотым солнцем, льющаяся в душу, обволакивающая дивным теплом. Каждое слово песни — словно стон исстрадавшегося сердца.
Неописуемы чувства, рождаемые народными песнями, неизъяснимы чарующие тайны фольклора. В них — необъятная сила любви к Родине, льющаяся по жилам вместо крови.
Впереди у Лили океан неспетых фольклорных песен.
Как говорят крымские татары, «Арды гурь олсун!» («Еще больших успехов в дальнейшем!»). Желаем юной исполнительнице творческого вдохновения и удач!