Selyam
 
Ваш Email:
Пароль:
 Запомнить меня

Регистрация /Забыли пароль?
Чаирное плодоводство в Крыму - величайшее достижение агрономическогой мысли

Петр Васильевич Вольвач, академик Украинской экологической академии наук, доктор философии в области биологии, возглавляет Крымское отделении Научного общества имени Т.Шевченко. Сегодня его внимание привлечено к интересной странице многовекового народного опыта, который чуть было не загубили навсегда. Впрочем, это еще могут сделать «верхогляды», занятые поиском места для расселения крымских татар на просторах Украины. Наше счастье в том, что до сих пор не они определяли путь прогресса. Уникальным явлением в мировом плодоводстве являются чаирные сады, свойственные лишь Крыму и Кавказу.

Лесосады, или чаиры, порождены сельскохозяйственной           деятельностью древних обитателей гор. Чтобы пасти скот и заготавливать сено на зиму, людям приходилось постоянно расчищать лесные заросли на склонах гор. Встречавшиеся в горах плодовые деревья с крупными вкусными. плодами человек всегда сохранял. Деревья с мелкими плодами использовались как подвой и подвергались перепрививке. Прививку крымские татары осуществляли за кору или в расщеп. Места среза замазывали глиной, смешанной со свежим коровяком. Смесь выполняла роль антисептика и биологически активные вещества способствовали быстрому заживлению ран. Вставленный в расщеп или за кору черенок культурного сорта после обмазки смесью тщательно обвязывали    тканью,    мешковиной, лыком или шпагатом. В качестве подвоя использовали плодоносящие или молодые деревья дикой груши, яблони или черешни. Сливу прививали на терне или мелкоплодной алыче. Чаирное плодоводство является величайшим достижением агрономической мысли. Лесосады спасли горные леса от уничтожения. Близость леса и богатое разнотравье регулировали жизнедеятельность и численность опасных вредителей в то время, как в долинах в борьбе против листогрызущих вредителей, тли, клещей и плодожорки проводилась химическая защита. После таких обработок плоды зачастую превращались не в хранилище витаминов, а в отстойник для ядохимикатов. Только плоды из чаиров использовались коренным населением Крыма для приготовления фруктового меда (бекмеса), сухофруктов, джема, повидла и компотов. Расходы на содержание чаиров были минимальные и состояли из периодического прореживания кроны и вырезки усохших веток. Крупные чаирные сады находились в частном владении, хорошо ограждались от потравы лесных и домашних животных. Татарские поселения не знали такого позорного явления, как хищение урожая. Выдающийся ученый-селекционер Лев Симиренко считал, что именно чаирные сады были колыбелью крымского плодоводства. Горные склоны высотой до 700 метров над уровнем моря имели наиболее благоприятные климатические условия для чаиров. Там сады весной цвели на 2 недели позже, когда обычно опасность заморозков во время цветения минует. В чаирах рядность деревьев не соблюдалась. Они создавались там, где был источник, и вода умело подводилась к каждому дереву. Учитывая, что корни деревьев уходили вглубь на 20-30 метров, хорошие урожаи получали и в засушливые годы. Мощные яблони давали с одного дерева полторы-две тонны плодов. Собирали их поштучно в корзины. К императорскому столу в Петербурге подавались исключительно фрукты из чаирных садов.
В ходе беседы Петр Вольвач отметил, что, несмотря на варварское уничтожение чаиров в годы войны 1941-1945 годов и особенно после выселения крымских татар, все же на территории Алуштинского, Бахчисарайского, Белогорского лесничеств сохранились мощные реликтовые 100-120-летние деревья Розмарина белого, Ренета Шампанского и Кандиль Синапа. Местные сорта в чаирах давали от 0,85 до 2-х тонн яблок, а завезенные — от 0,4 до 1 тонны. По приблизительной оценке, сегодня в Крыму сохранилось около 20 га чаирных садов. По учету, в середине 1930-х годов их было 5000 га, а до революции — 8000 га. Самые большие массивы чаирных садов по 400-500 га до войны имели селения Коуш, Стиля, Биюк и Кучук Озенбаш Бахчисарайского и Куйбышевского районов, Корбек Алуштинского района. После 1944 года чаирные насаждения больше не создавались. В окрестностях селения Коуш до войны встречались деревья груш диаметром 80-100 см в возрасте от 70 до 150 лет. П. Соляников сообщает, что урожайностью отличались сорта груш Ашарапай Зеленый, Сары Боздурган, Сары-Армуд, Орах-Армуд. В селе Биюк Озенбаш дерево Хияр-Армуда дало 1 тонну груш, Кок Сулу — до 0,75 т. Не перепривитый Ахлап Крупноплодный (Дикая) в возрасте около 150 лет дал урожай в 2 тонны (хозяин Коям Имам). В селе Коуш дерево сорта Пекмезу (чаир Эмир Сале Джансыса) в 1927 году дало урожай в 0,64 тонны. Хияр-Армуд на участке Смаила Абдуррамана в 1931 году дал 720 кг. Тот же сорт на участке Алядина Усеина в 1931 году дал с дерева 800 кг. Ак-Армуд (чаир Ахмеда Кара Колчака) в 1931 году дал с дерева 889 кг. Еще в 30-е годы XX века чаирные сады были важной сырьевой базой и играли существенную роль в экономике Крыма.
Петр Вольвач считает, что чаиры являются той нишей, которую должны заполнить ценные местные сорта плодовых культур. В местных лесосадах следует практиковать посадку кизила и орехоплодных культур. Чаирные сады могут стать объектом зеленого туризма. Надо провести обследование сохранившегося наследия предков, взять его на учет, создать опытную станцию, размножать саженцы черенкованием в питомнике обязательно на сильнорослом подвое. Земля всегда отблагодарит рачительного хозяина.

Источник: Голос Крыма
Автор: Адиль Сеитбекиров

News maker www.selyam.com
2011-03-18 19:37:17
Раздел: Сельское хозяйство

Разделы

Здоровье
История
Культура
Музыка
Образование
Общество
Политика
Разное
Сельское хозяйство
События
Спорт
Строительство
Экономика


На главную | О проекте | Правила | Помощь
Copyright © 2009-2024  www.selyam.com