В каждой стране есть свой управленческий аппарат, которому поручено сделать так, чтобы абсолютному большинству их соотечественников жилось хорошо, а соответственно их держава неплохо смотрелась на карте мира. Но вот незадача, часто бывает так, что придут такие страстные патриоты к власти и как-то резко начинают путать государственную казну с собственным карманом. Ситуация усугубляется еще и тем, что эта каста — редкой породы «борзота», с совершенно иной, чем у других людей, психологией. Нормальные homo sapiens
воспринимают власть как инструмент регулирования жизнедеятельности общества, а при благоприятном стечении обстоятельств его совершенствования. Для этих же кадров должности — всего лишь кормушка, без какого-либо намека на социальную значимость и, тем более, (что за глупости?)
историческую роль. Чувство же ответственности за судьбу общества по определению не заложено в их ДНК (правильно определила такую породу людей журналистка Елена Трегубова, мутанты и только).
С проблемой коррупции, то есть злоупотребления властью в свою пользу, сталкиваются во всех странах. Общепризнано, что менее подвержены коррупции индустриально развитые демократичные страны Северной Европы и Северной Америки. Грех взяточничества и продажности присущ развивающимся странам с низким уровнем социальной ответственности всего общества.Разница в менталитете и исторической памяти непроизвольно превращает для нас борьбу с коррупцией в некоторых европейских странах в анекдот. Например, в Британии какой-то высокопоставленный чиновник посмел оплатить за счет государственной казны свои счета за электроэнергию. Вся страна не на шутку возмутилась, превратив горе-чиновника в национального антигероя. Знали бы англичане коррупционные аппетиты наших политиков! А вот китайцы — народ серьезный, зря времени не расходуют, чуть что сразу устраивают своим нечистым на руку чиновникам последнее свидание с жизнью. Вот бывший министр КНР по продовольствию и лекарствам некий Чжэнь Сяою прошустрил с госу^ дарственными- финансами и в результате сказал белому свету «адьё» — казнили бедолагу. Он, конечно, напоследок перед соотечествен
никами покаялся и намекнул, мол, моих начинаний не продолжать, а то ведь и вы встретитесь с предками раньше времени. Чего стоит недавняя отставка немецкого министра, любимца канцлера из-за выявленных элементов плагиата в диссертации! Наши же политики успешно действуют и при потерянных дипломах, и при их отсутствии, и при фальшивых степенях, ведь нет ничего более важного, чем навыки, а бумажки — кому они интересны? Забавная история приключилась с директором-распорядителем крупной международной финансовой структуры, который то ли ущипнул, то ли изнасиловал гувернантку, короче говоря, угодил неудавшийся герой-любовник со скандалом в тюрьму с полнейшим крахом всех светлых планов на будущее. Вот куда этим французам до наших настоящих секс-скандалов? У нас министры с мисс-красавицами на правительственных самолетах летают; депутаты-педофилы нет-нет да и дают о себе знать; а про бесчисленных любовниц политиков, и, поразительная вещь, самых престарелых в том числе (видимо, вот он — результат прогресса фармакологии), даже говорить не приходится.
Между тем, с коррупцией борются или, по крайней мере, стараются бороться везде. Ведь она подрывает экономические основы государства, блокирует приход иностранных инвестиций,
провоцирует недоверие населения к властным структурам. Так сложилось, что на территории Восточной Европы (то бишь на большей части Украины, России и Беларуси) коррупция — это элемент национальной традиции управления. У нас ведь как до сих пор говорят: украл у государства — вернул свое. Порочная система взяточничества, кумовства, блата, наглого использования административного ресурса в наших государствах уходит глубоко в века и многократно в красках охарактеризована в произведениях классиков и гениальных авторов — наших современников.
Жаль, конечно, это признавать, но Украина — безбожно коррумпированная страна со всеми вытекающими из этого последствиями. Вся вертикаль управления, все отрасли, в том числе: судебная система, медицина, образование, культура, бизнес, поражены этой ядовитой плесенью.
Поразительно, что система, которая по-другому никогда и не жила, стала сама потихоньку осознавать, что подобный стиль и принципы строительства государства — это путь в бездну. Вот на днях президент Украины В. Янукович, выступая на заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), дал всем четко понять, что борьба с коррупцией в Украине станет одним из приоритетных направлений деятельности власти. Так что война чиновничьему беззаконию объявлена, да еще и с высокой трибуны. Нам лишь остается надеяться, что ход боевых действий не будет затеян исключительно под извечных политических оппонентов. К тому же и генпрокурор Украины Виктор Пшонка порадовал. Не так давно информационные агентства страны распространили его заявление: «Коррупция в Украине угрожает национальной безопасности». Невозможно не согласиться с главой ГПУ, именно это постыдное явление в корне разъедает государственность, убивая еще в зародыше любые прогрессивные реформы и задумки, В. Пшонка к тому же заявил, что «под ногами коррупционеров должна гореть земля». Что ж, будем ждать «диких танцев» на пылающем паркете всех тех, кто любит злоупотребить властью.
Крымские татары — народ маленький, но гордый. Поэтому никогда и ни в чем не позволит себе пасти задних. Что это за мысль такая: чиновники всей страны, так сказать, почти беспрепятственно могут греть себе руки, а наши, значит, не могут. Как-то нехорошо получается. И вот чтоб не запятнать образ крымских татар как подозрительно честных, наши чиновники тоже, как могут, стараются, фантазируют на заданную тему. Сначала настойчиво требовали финансирования и упорно добивались своего представительства во власти, под прикрытием
идеи борьбы за национальные права, а затем — гуляй душа, заткнись совесть. Национальные чиновники по части эксплуатации своего должностного положения и максимального использования административного ресурса с целью достижения своих меркантильных интересов — любого за пояс заткнут. При этом кто на эту тему хоть пискнуть успеет, сразу получит звание главного по провокациям и дестабилизации, моментально превратится во врага народа и предателя национальных идей. Вы простите, конечно, великодушно, но как-то нет особого желания записываться в сторожевые псы вашего личного благосостояния и финансовых успехов. И нет нашей вины в том, что мы отчетливо видим разницу между национальными интересами и страстями локальной группы товарищей с хищнической психологией.
Что уж говорить, коррупционеры были, есть и, к сожалению, будут всегда. Людей с нечистой совестью природа, так или иначе, будет в определенной пропорции поставлять. Но беда даже не в этом. Порочных деятелей, которые изо всех сил стараются выдавать грех за честь, плодит сама система, само общество, которое лишено регулятора. Это мы своей умеренной терпимостью к коррупции позволяем химере нами манипулировать, нас страшить и использовать.