Молодой мастер крымскотатарского декоративно-прикладного искусства Эльдар Гусенов.
Хотелось бы рассказать читателям «Голоса Крыма» об одном из молодых мастеров крымскотатарского декоративно-прикладного искусства, керамисте Эльдаре Гусенове. Работы Эльдара я впервые увидела на выставке произведений крымских мастеров «Крымский стиль», тогда я еще не была знакома ни с ним, ни с его творчеством. Мне показалось, что эти керамические тарелки созданы человеком зрелым, который не первый год занимается одним из видов крымскотатарского декоративно-прикладного искусства - керамикой. Но им оказался молодой человек, который не так давно начал свой творческий путь.
"Пожелания долголетия".
- Эльдар, расскажи, пожалуйста, о себе.
— Я родился в 1985 г в г. Самарканде. В 1992 году наша семья вслед за соотечественниками переехала на родину, в Крым, где и продолжил обучение в Тепловской общеобразовательной школе 1-2 ступеней. В 2003 году поступил в Таврический гуманитарно-экологический институт на факультет «Дизайн. Промышленная графика». В 2008 году окончил обучение в институте и начал активно изучать гончарное ремесло, орнамент и культуру крымских татар в детской студии «Чёльмечиклер» в Бахчисарае. - Вот ты говоришь «дизайн», «промышленная графика», мне кажется, что это совсем не связано с керамическим делом, орнаментом, хотя, может, они где-то и пересекаются. Что привело тебя к познанию декоративно-прикладного искусства крымских татар? — Скорее, не что, а кто. Мой творческий путь начался именно с дизайна, который впоследствии плавно влился в крымскотатарское искусство. С третьего курса обучения в вузе, занимаясь разработкой фирменного стиля на предмете «Проектирование», по инициативе Владимира Васильевича Сычёва я взялся за разработку проектов на крымскотатарскую тему. В итоге возник фирменный стиль реально существующего центра «Орьнек». На четвертом курсе я разработал проект виртуального салона— магазина «Берекет». В ходе разработки был изучен большой видеоряд изделий мастеров. Главным же событием впоследствии явилось судьбоносное знакомство с автором проекта «Крымский стиль» Мамутом Чурлу. В 2007 г. я вошел своими работами в деятельность творческого объединения «Чатыр-Даг», создателем которого был художник, искусствовед педагог М. Чурлу. Хочу сказать, что Мамут-ага принял активное участие в моем творческом становлении и его развитии, он и до сих пор делится своими ценными советами, передавая мне свой многолетний творческий опыт. (Эльдар лишь за год благодаря своему упорству, усидчивости и стремлению к познанию одного из видов народного искусства обучился керамическому ремеслу и национальному орнаменту.) - Каковы были твои первые шаги на поприще теперь уже мастера-керамиста? — Первые шаги на этом поприще я вновь-таки сделал благодаря М. Чурлу. Совместно с ним был разработан «Проект комнаты отдыха в крымском стиле». С этим проектом я впервые принял участие в первой выставке в г. Акмесджиде (Симферополе) в 2007 году. Хочу отметить, что именно здесь я познакомился с замечательными мастерами народного искусства, художниками-керамистами Абдюлем Сеит-Аметовым и Рустемом Скиби-ным. Меня очаровало и восхитило, с каким тонким вкусом были выполнены их работы. К слову, оба они обучались языку крымскотатарского орнамента на мастер-классах Мамута Чурлу. Спустя год я взялся за очередную разработку фирменного стиля творческой керамической мастерской «Эль-Чебер» Рустема Скибина. В процессе работы мне посчастливилось посещать мастерскую теперь уже своего учителя, где Рустем обучал меня основам орнамента и технике росписи глазурью. Позже Скибин предложил мне съездить в детскую студию «Чёльмечиклер», |до Рустем с Абдюлем по субботам обучают детей работе с глиной. В тот день проходил обжиг керамических изделий, получив массу удовольствия от процесса обжига и работы с глиной, решил для себя, что моя жизнь будет связана с этим магическим материалом. Окончив институт, я отправился в Бахчисарайскую студию на обучение. Большую помощь мне оказал председатель общественной организации «Фонд возрождения Крыма» Лютфи Османов, бесплатно предоставив мне жильё и условия для работы. Первый обжиг своих керамических изделий я осуществил в с. Курганное, куда в свою мастерскую меня пригласил еще один мой учитель и незаурядный человек Абдюль Сеит-Аметов. Тогда рядом с печью мастер устроил для меня семинар, посвященный традиционным крымскотатарским орнаментам. По мере обучении в студии я как молодой гончар не раз был приглашен Мамутом Чурлу на организованные им мастер-классы на различные темы: «Крымскотатарский орнамент», «Керамическая игрушка», «Изготовление войлока». Пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих учителей, которые внесли свой весомый вклад в мое становление как начинающего художника: это Мамут-ага Чурлу, Владимир Васильевич Сычёв, Рустем Скибин, Абдюль Сеит-Аметов, а также Лютфи Османов. — Какие интересные события в твоей жизни произошли в последние годы? — В свое время, в 2006 году, И.Тисленко после обучения в мастер-классах, проведенных М. Чурлу, стала изготавливать терракотовые керамические блюда, на которые наносила крымскотатарский орнамент в технике «чызма» («линия»). Я подхватил и усовершенствовал это направление. Стал создавать большое количество разнообразных орнаментальных композиций в этой технике на тарелках, выполненных на гончарном круге с последующей обработкой в технике «лощение» с применением масла, воска. Это позволило добиться серьезных художественных результатов. Радует, что мои работы с большим интересом принимают зрители на выставках, и, в свою очередь, они легко продаются на все-позможных ярмарках, фестивалях. В целом, начиная с 2007 г., совместно с объединением «Чатыр-Даг», в рамках проекта «Крымский стиль», принимал участие в выставках, проводимых в Акмесджиде, Карасубазаре (Белогорске), Бахчисарае, Кезлеве (Евпатории), Акъяре (Севастополе), Львове, Солнечногорске, Каменец-Подольске, Киеве, Одессе, Париже. Принимая участие в выставках, ярмарках, фестивалях, я познакомился с огромным числом известных людей, в том числе с являющимся тогда президентом Украины Виктором Ющенко и его супругой Катериной Ющенко, которые изъявили желание приобрести мои изделия в свою частную коллекцию. В 2009 году, с 3 по 5 июля, в с. Опишня проводился Национальный день гончара «Здвиг — 2009», куда были приглашены мастера со всей Украины. Из Крыма отправились Абдюль Сеит-Аметов, Рустем Скибин и я. Были проведены различные конкурсы: «Самый большой горшок», «Самый высокий сосуд», «Декорирование традиционных кувшинов ангобами» и «Традиционная игрушка с самым громким свистом». Я получил первое место в конкурсе «Голосистый свистунец». Там же крымскими мастерами был проведен мастер-класс для детей коллегиума на тему «Изготовление гончарного изделия» и «Основы крымскотатарского орнамента». Эльдар серьезно относится к вопросам языка крымскотатарского орнамента, о котором писал в своих статьях и обучал на мастер-классах М. Чурлу. Он старается, чтобы каждый орнамент на его тарелках был говорящим, чтобы можно было прочесть, понять его смысл. Эльдар Гусенов разработал оригинальный сувенир — лощеный терракотовый чебурек с выгравированным на нем орнаментом крымскотатарской вышивки. Хотелось бы отметить и то, что у молодого мастера своё видение изображенного на основе традиционного национального орнамента мотива, в который им закладывается своя философия. Каждый орнамент на его тарелках читаем, хотя сначало кажется, что это простое изображения узора.
Заира ЗЕЙНЕТДИНОВА, аспирант кафедры крымскотатарской и турецкой литературы РВУЗ «КИПУ».
Источник: Голос Крыма Автор: Заира Зейнетдинова
News maker www.selyam.com
2010-05-07 19:20:16
Раздел: Культура
|
|
Разделы
|